Социальная технология «Программа по социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является максимальное развитие их функциональных возможностей, подготовка и включение их в социальную среду в качестве полноправных членов общества.

Одним из основных направлений социальной реабилитации является социально-бытовая адаптация детей-инвалидов.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости, позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежат специальные программы, учитывающие возможности ребенка на данный момент и ориентирующие на ближайшие задачи.
Актуальность программы реабилитации «Социально-бытовая адаптация» особенно выражена для детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа. Проживая длительное время в условиях постоянного обслуживания специалистами, дети лишены возможности полноценно развивать личную самостоятельность, включаться в жизнь, протекающую вне стен интерната. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современного человека и либо не владеют, либо ограниченно используют самостоятельность в социально-бытовой сфере.