Итоги всероссийской конференции

Итоги Всероссийской конференции с международным участием «Настоящее и будущее системы долговременного ухода в Российской Федерации»

В период с 21-22 ноября 2019г. в г.Кемерово проведена Всероссийская конференция с международным участием «Настоящее и будущее системы долговременного ухода». Конференция посвящена обсуждению вопросов современных стандартов организации жизни и быта маломобильных граждан. В мероприятии приняло участие 600 специалистов из более 40 регионов Российской Федерации. Республику Татарстан представили специалисты и руководители отделений надомного обслуживания комплексных центров социального обслуживания населения, а также ГКУ «Республиканского ресурсного центра Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан».

В рамках конференции была организована работа тринадцати тематических круглых столов, на которых обсуждались перспективы организации системы долговременного ухода (СДУ), проблемы межведомственного взаимодействие в СДУ, финансово-экономические аспекты внедрения системы, вопросы обучения персонала и другие.

С 2019г. Республика Татарстан вошла в число пилотных регионов по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающая сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах, а также поддержку семейного ухода.

Основные тезисы Долговременного ухода

 

Наименование тезиса Краткая информация
Выявление реальной потребности в уходе и создание реестра нуждающихся в помощи (типизации) Соблюдение алгоритма межведомственного взаимодействия между организациями здравоохранения и социальной защиты, включая порядок и сроки передачи информации, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.05.2019 № 432
Маршрутизация нуждающихся, стандартизация ухода Организация успешного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, возможен только при условии слаженной работы учреждений социального обслуживания и учреждений здравоохранений:   

– разработка единого графика посещения граждан 4,5 гр. Ухода;

– заполнение дневников наблюдений за гражданами пожилого возраста (дневник контроля питания, контроля дефекации, контроля уровня глюкозы в крови и др.);

– фиксация случаев вызовов скорой помощи/участкового врача на дом;

– составление индивидуального плана ухода, с участием специалистов учреждений здравоохранений;

– проведение перетипизации граждан, выписавшихся из учреждений здравоохранений;

– увеличение времени оказания услуг гражданами пожилого возраста (4,5 гр. ухода) 28 часов/неделю;

– контроль качества оказанных услуг.

Инфраструктура учреждения и пр. Посещение реабилитационных кабинетов, в соответствии с графиками по группам ухода   

Надомный уход и поддержка семей Организация ухода в домашних условиях   

Психологический тренинг на снятие эмоционального напряжения и сохранения душевного комфорта

  Школа по уходу за тяжелобольными гражданами в домашних условиях  

 

Факты и тезисы в СДУ

  1. До конца года будет утверждена МОДЕЛЬ СДУ;
  2. Рассматриваются различные варианты финансирования системы:

– страховые взносы

-Фонд национального состояния

-повышенная ставка НДФЛ на людей с высокими доходами и целевое распределение (на пожилых) полученных финансов;

  1. В разработке находятся методические рекомендации по гериатрической помощи, паллиативной помощи, реабилитации;
  2. Планируется внесение изменений в Постановление 940н по штатному составу в стационарных учреждениях, предполагается кратное увеличение;
  3. Специалистами БФ Старость в радость» разработана форма бланка типизации для стационарных учреждений. В 2020 году она будет внедрена;
  4. Внесены изменения в мониторинги (в 2020 году);
  5. Вносятся изменения в бланки ИПУ;
  6. В 2020 году запускается большой цикл вебинаров по заполнению ИПУ;
  7. Система СДУ предполагает внедрение обязательных социальных сервисов:

-центры(отделения) дневного пребывания (ЦДП);

-школы реабилитации и ухода (ШРУ);

-пункты проката ТСР;

Технология «Социальная передышка» – для тех, кто ухаживает это возможность на недлительное время оставить того, за кем ухаживает – в отделениях дневного пребывания, стационарных учреждениях (временное пребывание), расширение надомного обслуживания.

У всех сервисов 2 целевые аудитории:

-граждане с ОЖД всех возрастов

-ухаживающие

ЦДП рассчитаны на тех, кому без них не выжить. Это в первую очередь дементные и когнитивно не сохранные, маломобильные, сенсорики (слепые, глухие)

В ЦДП должна быть доставка и питание (не на 3 часа!!!) ЦДП должны быть на длительный срок – практически навсегда, а не курсовой заезд. Возможно посещение не каждый день.

ЦДП в регионах платное. Есть опыт привлечения для доставки обедов общин (религиозных организаций).

Рязань – муниципалитет выделяет здания культуры, образования для организации ЦДП – без ремонтов.

ШРУ- это обучение родственников, включающее в себя групповые занятия, консультации (обучение) на дому, консультирование в ШРУ, в т.ч. дистанционно. В БФ Старость в радость есть система подготовки преподавателей. 

Рязань – обучают родственников в Школе реабилитации и ухода с выдачей сертификатов, особенно в сельских поселениях. При выявлении нуждающегося в этом поселении – можно трудоустроить обученного соседа. Каждому руководитель муниципалитета подает данные на количество нуждающихся в обучении членов семей.

Интересный опыт

К тарифам на услуги – выход на расчет исходя из 2ПМ; чем больше услуг, тем меньше тариф (Новгород – 15%), Калуга – витальный минимум – бесплатно

Медицинский персонал стац.учреждения соц.обслуживания обучен по специальности гериатрия (медсестры и врач)

Кемеровский ДИПИ:

Пересмотрено штатное расписание:

-были санитарки, стали сиделки – 50 ставок, работают 35

– в учреждении 2 ставки специалист по комплексной реабилитации

– разделили уход и уборку – разные должностные обязанности

-разработан алгоритм работы сиделки, 12 чел. в смене – 11часов с обедом

-большинство сиделок обучено через программу обучения предпенсионеров

Для обеспечения прогулок на территории интерната приобретены шатры

У кроватей в отделении милосердия кнопка вызова, в коридоре пост медсестры.

Тренажер после инсульта КАПИТАН

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Точка внимания Пример/цитата
В каждом муниципалитете должен быть совет, отвечающий за СДУ «Пока министры ищут хорошую сиделку на заседаниях правительства – ухода не будет!!!»
Значительное количество выявлений может быть от главы муниципального района или поселения  они знают ситуацию в районе и владеют информацией о пожилых
Количество услуг и их кратность должны быть адекватными Постановка судна 1 -2 раза в неделю – это не уход!
Кратность услуг и посещений должны соответствовать группе ухода! 5 группа ухода- это не меее 4 ч. В день, можно дробить , например 2ч.утром, 2ч. вечером. При условии одинокопроживания и в выходные дни!! При условии наличия ухаживающих в выходные дни –  ухаживающие должны быть обучены, проинструктированы и это зафиксировано в программе ухода
Сиделка в СДУ – это не сиделка по договору!!!  
Уход в стационаре осуществляется персоналом больницы, а не соц.работником  
Во всех учреждениях здравоохранения, социальной защиты должна быть информация о системе СДУ  
При выходе на дом адекватно заполняется акт обследования и биография, с уточнением всех нюансов (какой кран, где и как моется -баня, душ, тазик…и т.д.), описывается безопасность и безбарьерность среды- даются рекомендации по ее оборудованию (пороги, проемы, поручни, аадптированная посуда и т.д.)  
К  тяжелым группам ухода выход на типизацию желательно делать с врачом Различная трактовка ограничений и возможностей
5 группа ухода – традиционно 1, 2 группа инвалидности Проверьте наличие инвалидности у ПСУ, ее соответствие тяжести состояния
Медицинский персонал тоже должен знать типизацию  
Пункт проката ТСР должен работать синхронно со Школой ухода  
Пункт проката ТСР наполняется реально востребованными техническими средствами, в т.ч. переносными тренажерами БФ Старость в радость разработана расширенная номенклатура
В стационарных учреждениях и ОДП необходимо подобрать мебель: желательно без острых углов, хорошо устойчивая   

Функциональные кровати используемы – ручка доступна

 

Унитаз – не белый (слабовидящие и дементные его не видят), контрастные цвета и на дверных проемах.

 

Информация крупным шрифтом

Обязательное соблюдение приватности

Шторы приватности (ширмы) (фото)

 

ТСР должны быть адекватны нарушениям

 

 

 

 

 

Создание обстановки, приближенной к домашней (светильники, календари, мелочи…)

Ширмы в ДИПИ Кемерово  

 

Соблюдение предполагает создание в любой ситуации комфортной зоны (ни в коем случае не раздевать для мытья в комнате)

 

Функциональная кровать только для тех, кому действительно необходима.

Противопролежневые матрасы исключительно по показаниям, действительно для тех, кто постоянно находится на постельном режиме. Компрессор не должен находиться у головы. Это ТСР небезопасно для вестибулярного аппарата

В палате 4- человека. Продумана система маркеров
Выделены комнаты для принятия пищи, куда вывозится большинство проживающих, они же комнаты досуга – сиделки вывозят и занимаются   

Сиделки в форме и в поясах для пересадки

   

 

 

Разработаны методические рекомендации для сиделок по всем видам ухода (19 шт) (см. в отдельной папке )
Приобретен принтер для маркировки одежды и белья  
Уход предполагает, что ответ на любой вопрос не может быть таким как «я потом, я позже, не сейчас…» – это расценивается как пренебрежение нуждами, унижение   

 

Уход предполагает правило «В чем нужда твоя. В том забота моя» Не может быть установки у специалиста или ухаживающего «я знаю как тебе лучше!»»