Итоги Всероссийской конференции с международным участием «Настоящее и будущее системы долговременного ухода в Российской Федерации»
В период с 21-22 ноября 2019г. в г.Кемерово проведена Всероссийская конференция с международным участием «Настоящее и будущее системы долговременного ухода». Конференция посвящена обсуждению вопросов современных стандартов организации жизни и быта маломобильных граждан. В мероприятии приняло участие 600 специалистов из более 40 регионов Российской Федерации. Республику Татарстан представили специалисты и руководители отделений надомного обслуживания комплексных центров социального обслуживания населения, а также ГКУ «Республиканского ресурсного центра Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан».
В рамках конференции была организована работа тринадцати тематических круглых столов, на которых обсуждались перспективы организации системы долговременного ухода (СДУ), проблемы межведомственного взаимодействие в СДУ, финансово-экономические аспекты внедрения системы, вопросы обучения персонала и другие.
С 2019г. Республика Татарстан вошла в число пилотных регионов по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающая сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах, а также поддержку семейного ухода.
Основные тезисы Долговременного ухода
Наименование тезиса
Краткая информация
Выявление реальной потребности в уходе и создание реестра нуждающихся в помощи (типизации)
Соблюдение алгоритма межведомственного взаимодействия между организациями здравоохранения и социальной защиты, включая порядок и сроки передачи информации, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.05.2019 № 432
Маршрутизация нуждающихся, стандартизация ухода
Организация успешного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, возможен только при условии слаженной работы учреждений социального обслуживания и учреждений здравоохранений:
– разработка единого графика посещения граждан 4,5 гр. Ухода;
– заполнение дневников наблюдений за гражданами пожилого возраста (дневник контроля питания, контроля дефекации, контроля уровня глюкозы в крови и др.);
– фиксация случаев вызовов скорой помощи/участкового врача на дом;
– составление индивидуального плана ухода, с участием специалистов учреждений здравоохранений;
– проведение перетипизации граждан, выписавшихся из учреждений здравоохранений;
– увеличение времени оказания услуг гражданами пожилого возраста (4,5 гр. ухода) 28 часов/неделю;
– контроль качества оказанных услуг.
Инфраструктура учреждения и пр.
Посещение реабилитационных кабинетов, в соответствии с графиками по группам ухода
Надомный уход и поддержка семей
Организация ухода в домашних условиях
Психологический тренинг на снятие эмоционального напряжения и сохранения душевного комфорта
Школа по уходу за тяжелобольными гражданами в домашних условиях
Факты и тезисы в СДУ
До конца года будет утверждена МОДЕЛЬ СДУ;
Рассматриваются различные варианты финансирования системы:
– страховые взносы
-Фонд национального состояния
-повышенная ставка НДФЛ на людей с высокими доходами и целевое распределение (на пожилых) полученных финансов;
В разработке находятся методические рекомендации по гериатрической помощи, паллиативной помощи, реабилитации;
Планируется внесение изменений в Постановление 940н по штатному составу в стационарных учреждениях, предполагается кратное увеличение;
Специалистами БФ Старость в радость» разработана форма бланка типизации для стационарных учреждений. В 2020 году она будет внедрена;
Внесены изменения в мониторинги (в 2020 году);
Вносятся изменения в бланки ИПУ;
В 2020 году запускается большой цикл вебинаров по заполнению ИПУ;
Система СДУ предполагает внедрение обязательных социальных сервисов:
-центры(отделения) дневного пребывания (ЦДП);
-школы реабилитации и ухода (ШРУ);
-пункты проката ТСР;
Технология «Социальная передышка» – для тех, кто ухаживает это возможность на недлительное время оставить того, за кем ухаживает – в отделениях дневного пребывания, стационарных учреждениях (временное пребывание), расширение надомного обслуживания.
У всех сервисов 2 целевые аудитории:
-граждане с ОЖД всех возрастов
-ухаживающие
ЦДП рассчитаны на тех, кому без них не выжить. Это в первую очередь дементные и когнитивно не сохранные, маломобильные, сенсорики (слепые, глухие)
В ЦДП должна быть доставка и питание (не на 3 часа!!!) ЦДП должны быть на длительный срок – практически навсегда, а не курсовой заезд. Возможно посещение не каждый день.
ЦДП в регионах платное. Есть опыт привлечения для доставки обедов общин (религиозных организаций).
Рязань – муниципалитет выделяет здания культуры, образования для организации ЦДП – без ремонтов.
ШРУ- это обучение родственников, включающее в себя групповые занятия, консультации (обучение) на дому, консультирование в ШРУ, в т.ч. дистанционно. В БФ Старость в радость есть система подготовки преподавателей.
Рязань – обучают родственников в Школе реабилитации и ухода с выдачей сертификатов, особенно в сельских поселениях. При выявлении нуждающегося в этом поселении – можно трудоустроить обученного соседа. Каждому руководитель муниципалитета подает данные на количество нуждающихся в обучении членов семей.
Интересный опыт
К тарифам на услуги – выход на расчет исходя из 2ПМ; чем больше услуг, тем меньше тариф (Новгород – 15%), Калуга – витальный минимум – бесплатно
Медицинский персонал стац.учреждения соц.обслуживания обучен по специальности гериатрия (медсестры и врач)
Кемеровский ДИПИ:
Пересмотрено штатное расписание:
-были санитарки, стали сиделки – 50 ставок, работают 35
– в учреждении 2 ставки специалист по комплексной реабилитации
– разделили уход и уборку – разные должностные обязанности
-разработан алгоритм работы сиделки, 12 чел. в смене – 11часов с обедом
-большинство сиделок обучено через программу обучения предпенсионеров
Для обеспечения прогулок на территории интерната приобретены шатры
У кроватей в отделении милосердия кнопка вызова, в коридоре пост медсестры.
Тренажер после инсульта КАПИТАН
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Точка внимания
Пример/цитата
В каждом муниципалитете должен быть совет, отвечающий за СДУ
«Пока министры ищут хорошую сиделку на заседаниях правительства – ухода не будет!!!»
Значительное количество выявлений может быть от главы муниципального района или поселения
они знают ситуацию в районе и владеют информацией о пожилых
Количество услуг и их кратность должны быть адекватными
Постановка судна 1 -2 раза в неделю – это не уход!
Кратность услуг и посещений должны соответствовать группе ухода!
5 группа ухода- это не меее 4 ч. В день, можно дробить , например 2ч.утром, 2ч. вечером. При условии одинокопроживания и в выходные дни!! При условии наличия ухаживающих в выходные дни – ухаживающие должны быть обучены, проинструктированы и это зафиксировано в программе ухода
Сиделка в СДУ – это не сиделка по договору!!!
Уход в стационаре осуществляется персоналом больницы, а не соц.работником
Во всех учреждениях здравоохранения, социальной защиты должна быть информация о системе СДУ
При выходе на дом адекватно заполняется акт обследования и биография, с уточнением всех нюансов (какой кран, где и как моется -баня, душ, тазик…и т.д.), описывается безопасность и безбарьерность среды- даются рекомендации по ее оборудованию (пороги, проемы, поручни, аадптированная посуда и т.д.)
К тяжелым группам ухода выход на типизацию желательно делать с врачом
Различная трактовка ограничений и возможностей
5 группа ухода – традиционно 1, 2 группа инвалидности
Проверьте наличие инвалидности у ПСУ, ее соответствие тяжести состояния
Медицинский персонал тоже должен знать типизацию
Пункт проката ТСР должен работать синхронно со Школой ухода
Пункт проката ТСР наполняется реально востребованными техническими средствами, в т.ч. переносными тренажерами
БФ Старость в радость разработана расширенная номенклатура
В стационарных учреждениях и ОДП необходимо подобрать мебель: желательно без острых углов, хорошо устойчивая
Унитаз – не белый (слабовидящие и дементные его не видят), контрастные цвета и на дверных проемах.
Информация крупным шрифтом
Обязательное соблюдение приватности
Шторы приватности (ширмы) (фото)
ТСР должны быть адекватны нарушениям
Создание обстановки, приближенной к домашней (светильники, календари, мелочи…)
Ширмы в ДИПИ Кемерово
Соблюдение предполагает создание в любой ситуации комфортной зоны (ни в коем случае не раздевать для мытья в комнате)
Функциональная кровать только для тех, кому действительно необходима.
Противопролежневые матрасы исключительно по показаниям, действительно для тех, кто постоянно находится на постельном режиме. Компрессор не должен находиться у головы. Это ТСР небезопасно для вестибулярного аппарата
В палате 4- человека. Продумана система маркеров
Выделены комнаты для принятия пищи, куда вывозится большинство проживающих, они же комнаты досуга – сиделки вывозят и занимаются
Сиделки в форме и в поясах для пересадки
Разработаны методические рекомендации для сиделок по всем видам ухода (19 шт) (см. в отдельной папке )
Приобретен принтер для маркировки одежды и белья
Уход предполагает, что ответ на любой вопрос не может быть таким как «я потом, я позже, не сейчас…» – это расценивается как пренебрежение нуждами, унижение
Уход предполагает правило «В чем нужда твоя. В том забота моя» Не может быть установки у специалиста или ухаживающего «я знаю как тебе лучше!»»